Как появился на Руси Новый год

Новый год - праздник особенный. Если посмотреть с одной стороны, то можно сказать, что это наиболее серьезный праздник из всех, так как жизнь, протекая из года в год, дает нам преодолеть новый рубеж именно первого января. А если взглянуть с другой стороны, то это самый несерьезный праздник: взрослые веселятся, словно дети в ожидании подарков от Деда Мороза и новогодних чудес. Никакой из других праздников не отмечается с таким размахом и с таким количеством предметов и атрибутов: гирлянды, мишура, елка, подарки, игрушки, бенгальские огни, свечи, фейерверки, маски, костюмы, шампанское, конфеты и прочие милые сердцу вещицы. Нам теперь уже очень сложно представить, что наши деды и прадеды могли обходиться без всей этой роскоши и великолепия, поскольку традиция празднования этого праздника постепенно стала именно такой как сегодня, складываясь веками, она дошла до нас.

Многие известные ученые и историки искали причину такого изумительного явления, как долголетие древних народов, чья продолжительность жизни равнялась не одному столетию. Как выяснилось, смысл этого заключается в том, что тот счет месяцев и дней в году, который использовали наши предки, отличается от современного. Плутарх - греческий историк, говорил, что год римляне считали состоящим из десяти месяцев, другие народности - из трех, египтяне - даже из одного. Само название послужило доказательством того, что счет у римлян велся до десятого месяца, например: сентябрь - седьмой, октябрь - восьмой и так далее. На Древней Руси были славянские названия месяцев, созвучные с природными явлениями или сезонностью, но потихоньку Русь стала заимствовать названия месяцев у европейских народностей. Новый год древние народы праздновали по обыкновению в момент начала возрождения природы, в большей степени оно было приурочено к марту. У римлян же с марта начиналось «новолетие». В этот день римляне по обычаю приносили жертву Янусу, считая его благоприятным днем и начиная с него крупные предприятия.

Также в этот день было принято дарить друг другу подарки и поздравлять, особенно должностных лиц. Сначала дарили плоды, оклеенные позолотой, финики и винные ягоды, потом медные монеты и даже ценные подарки. Последнее, конечно же, возможно было лишь среди богатых людей. Первоочередным правом быть одариваемыми пользовался высший класс, аристократия, патриции. Каждый человек обязан был обязан преподнести своему патрону подарок в Новый год. Впоследствие такой обычай стал обязательным для каждого жителя Рима.

Во Франции принять было считать «новолетие» с 25 декабря до 755 года, а впоследствии с 1 марта, далее, в XII и XIII столетия, - со дня святой Пасхи, пока в 1564 году указом короля Карла IX не установилось начало года с 1 января. В Германии эти события произошли в половине XVI века, а в половине XVIII века - и в Англии. В России, с момента введения христианства, сохраняя обычаи предков, также летосчисление начинали или с марта, или же, иногда, со дня святой Пасхи. Великий князь Иоанн lll в 1492 году утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда велено было платить пошлины, дань, оброки и прочее. А чтобы придать еще большую торжественность этому дню, царь появлялся накануне в Кремле, где каждый простолюдин и знатный боярин мог подойти к нему в поисках правды и милости.

появление Нового года на РусиПрообразом церковной церемонии, с которой на Руси проходило празднование сентябрьского «новолетия», в период царского существования послужило установленное Константином Великим празднование его в Византии. Из описаний одного из иностранных современников, увиденного им в России в 1636 году торжественного зрелища празднования Нового года: «Во дворцовом дворе собрались более двадцати тысяч человек, старых и малых. Из церкви, стоявшей с права у входа, на площадь (Успенский собор) вышел патриарх с духовенством из четырехсот священников. Все они были в церковном облачении со множеством образов и с открытыми старыми книгами. Его Царское Величество с государственными сановниками, князьями и боярами шел по левой стороне площади. Великий Князь с непокрытой головой и патриарх в епископской митре одни вышли из хода, подошли друг к другу и затем поцеловались в уста. Патриарх также подал Великому Князю поцеловать крест... Потом в длинной речи он произнес благословение Его Царскому Величеству и всему честному народу и пожелал всем счастья в Новый год. Патриарх говорил пожелания. Люд, в подтверждение патриарших новогодних пожеланий, кричал громко: «Аминь!». Сирые, убогие, гонимые и беззащитные находились здесь же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с рыданием и плачем повергали к стопам Великого Князя, прося милости, заступы и защиты. Эти прошения относились в царские покои».

1 сентября 1698 года Новый год был отпразднован в последний раз. Он прошел шумно и весело. Воеводою Шейным было устроено пиршество с царскою пышностью, которое собрало невероятное количество бояр, военных чиновников и матросов. Сам царь подходил к ним и оделял их яблоками, при этом называя каждого братом. Выстрелом из двадцати пяти орудий сопровождался каждый заздравный кубок. Явившись в Успенский собор Царь Петр Великий, сопровождаемый своим малолетним сыном Алексеем и супругой царицей Евдокией, сам поздравил народ с Новым годом, с новым счастьем. Гвардия была облачена в синие мундиры с красными обшлагами и высокие ботфорты. Коренным образом наше летосчисление и, соответственно, обычай празднования Нового года изменил Петр Великий. В первом году XVIII столетия им было приказано вести летосчисление от момента воплощения на земле Богочеловека и отменено летосчисление со дня сотворения мира.