Новогодние праздники

Новогодние праздники всегда были и будут самыми любимыми народными праздниками в России. Их всегда ждут с нетерпением, к ним всегда тщательно готовятся, их всегда отмечают с особенным размахом, свойственным только Россиянам.

Приближаются Новогодние праздники - скоро все мы попрощаемся со старым годом и отметим приход нового года. Новогодние праздники – самые любимые, самые отмечаемые и самые сказочные праздники в нашей стране. Какие ассоциации возникают у нас в связи с Новым годом? Елка, Дед Мороз и Снегурочка, шампанское на столах, звон бокалов, оливье в салатнице, заливное, салют, «Ирония судьбы» по телевизору, запах мандаринов и жаркого...

Начем с того, что Новогодние празднике - самые первые праздники в году, и очень много от них зависит. Есть поговорка: "Как Новый год встретишь, так его и проведешь". Именно поэтому с проведением Новогодних праздников связаны большие надежды на то, что в Новом году все будет иначе. Все будет лучше и у нас получится то, что не получилось в этом году. Сбудутся все наши загаданные желания и мечты. Новогодние праздники - самое подходящее время навестить всех своих родных и близких, а еще лучше - собраться всем вместе. Ведь новогодний праздник - праздник преде всего семейный.

Новогодние праздники

История Новогодних праздников

История новогодних праздников и некоторых праздничных обрядов известна с древних времен. Однако, украшенная блестящими игрушками, мишурой, плодами, сладостями, освещенная свечами или цветными электрическими лампочками новогодняя елка «родилась в лесу» человеческой культуры сравнительно недавно. Истоки этой красивой традиции вытекают с берегов верхнего Рейна, прежде всего из Эльзаса. На празднование Нового года и Рождества в XVI веке гильдии и цеховые организации из алеманской области начали устанавливать «рождественское дерево». Оно не было еще центром семейного Новогоднего праздника, как это стало позднее, а было городским и общественным событием. Как правило, дерево подвешивалось к потолку и иногда даже макушкой вниз, и использовали для этой цели вначале не ель, а бук. По окончании Новогоднего праздника детям позволялось стрясать с дерева плоды и сладости. В 1708 году в письме к дочери герцогиня Элизабет-Шарлотта Орлеанская (уроженка Пфальца) пишет, что в Германии на Рождество кладут на столики для детей подарки и ставят деревца со свечами на ветках. К середине XVIII века елка при встрече Новогодних праздников существовала уже в современном виде. В вышедшем в 1774 году романе «Страдания молодого Вертера» И. В. Гете пишет: «Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к Новогоднему празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг». Елку на Новогодние праздники в Германии и в других странах первоначально ставили в городах. Центром распространения Новогодней елки в Австрийской империи стала Вена, где елка в XVIII веке была связана с Николиным днем. В 1820 году елка на Новогодние праздники появилась в Праге; с начала XIX века елка известна и в скандинавских странах. Обычай ставить елку на Новогодние праздники шел от высших слоев общества. Так, в Англии впервые елку на Новогодние праздники нарядила немецкая принцесса (в 1760 г.) ставшая женой Георга III, а в 1840 году в Виндзоре на Новогодние праздники елку для детей устроила королева Виктория со своим немецким супругом Альбертом Кобургским. С 1840-х годов елка известна и в России. В рассказе Ф. М. Достоевского «Елка и свадьба», опубликованном в 1848 г., говорится, что пять лет назад герой был приглашен накануне нового года на детский бал с елкой. У Достоевского идет речь о Петербурге, где проживало много иностранцев, в том числе и немцев, а, как сообщает А. М. Ремизов, «ни у простого народа, ни в старинных домах старого уклада нет такого рождественского обряда, чтобы в святые вечера зажигать елку... И вот по себе скажу, — наставленный по московской старине нашей, я не знал в детстве никакой рождественской елки... И совсем уже взрослым я увидел в первый раз елку — ее зажгли у нас после всенощной в рождественский сочельник». Речь идет о конце XIX века. Под влиянием города елку на Новогодние праздники стали устраивать сначала в сельских школах, а затем обычай распространился и на крестьянские дома. Немецкие иммигранты XIX века завезли обычай украшать елку и в Америку, где ее со временем стали ставить на площадях. Елка проникла и в мусульманские страны. Например, в 1960-е годы ее украшали в Тегеране и Марокко. До второй мировой войны елку на Новогодние праздники наряжали и в Турции, но этот обычай был запрещен Кемалем Атарюком в 1936 г. с целью сохранения леса. Во многих странах, где нет елей, их заменяют деревьями других видов. Что же способствовало распространению обычая украшать рождественско-новогоднюю елку? Некоторые считают, что это произошло из-за веры в сверхъестественные свойства ели — в то, что колючие иглы защищают от ведьм и других злых сил. А немецкий исследователь Е. Могк считал, что предшественниками Новогодней елки были ветки плодовых деревьев, которые ставили в домах в воду задолго до Рождества, чтобы они зацвели к праздничному дню. По его предположению, из опасения, что ветки по какой-либо причине не зацветут (а это был плохой признак), их стали заменять вечнозеленой елкой. Еще одна точка зрения: ель, украшенная плодами, имеет своим прообразом библейское «райское дерево». Интересно и то, что, несмотря на языческие оттенки обряда новогодней елки, со временем ее стали ставить в церквах, а после второй мировой войны елочки на Новогодние праздники и под Рождество появились и на могилах. Если обычай устанавливать новогоднюю елку не связан с какими-либо манифестациями эротического плана, то следует заметить, что почти на всех народных праздниках обращают на себя внимание обряды, так или иначе касающихся взаимоотношений полов. Ведь сама праздничная обстановка создает благоприятные условия для проявления эротических побуждений в людях. Когда же развлечься и пофлиртовать, как не на праздник! И Новогодний праздник не является здесь исключением. К такого рода обычаям относятся девичьи гадания о женихах, а также практика магического привлечения жениха — любовная магия. Так, у скандинавских лопарей описан обычай: девушка, желающая приворожить парня, подносит ему на Рождество напиток, в который она заранее подмешала немного своей крови. Интересны и обычаи, в которых символически или шуточно проявляется соперничество полов. К примеру, в северных провинциях Испании принято сжигать новогодние тряпичные чучела: девушки таскают и жгут мужские чучела, а парни — женские. В Провансе во время предрождественского адвента деревенские парни пели серенады в честь любимых девушек; а перед сочельником девушки устраивали состязание на лучшую выпечку пирога, и эти пироги потом продавались с шуточного аукциона.